Главная » Файлы » Тезисы участников конференции

АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ
ШКОЛЬНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Л.Н. Удовенко

Тольяттинский государственный университет
Институт математики, физики и информационных технологий, Каф. алгебры и геометрии
Россия, 445000, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: l.udovenko@rambler.ru

Обучение решению задач школьной математики является одной из основных составляющих математического образования. Правильность решения задач во многом зависит от факторов, связанных с умениями эффективно применять методы поиска решения, анализа данных и искомых величин, выявления основных зависимостей между ними, построения математической модели, адекватной поставленной задаче и т.д., а также факторов, определяемых навыками производить быстрые и безошибочные вычисления. Представленные две группы факторов не рядоположены, они разных порядков. Очевидно, что умения и навыки вычислительного характера играют вспомогательную роль в решении задачи, однако, успешно осуществленный поиск решения задачи может привести к неверному результату, если обучаемый не умеет быстро и правильно проводить вычисления. Сформированное умение выполнения вычислений быстро и с использованием приемов, упрощающих математические действия, будем считать вычислительным навыком. Все уточнения в терминологии проводим со ссылками на педагогический словарь [1]. При этом под вычислительным навыком будем понимать высокую степень овладения вычислительными приемами. О сформированности любого умственного действия, в том числе и вычислительного характера мы говорим, если ученик самостоятельно безошибочно, быстро и правильно выполняет все необходимые арифметические действия и операции, приводящие к решению задачи. Так формируются уровни сформированности вычислительных навыков: 1) низкий; 2) средний; 3) высокий, каждый из которых имеет свою характеристику. Результаты проведенного нами исследования по формированию алгоритмических умений обучаемых позволили нам сделать вывод о том, что формирование вычислительных навыков происходит на основе алгоритмических умений, которые также описаны уровнями: 1) предметный, 2) атрибутивный, 3) логико-алгоритмический, 4) творческий [2] и выявить между ними связи и зависимости.
В вариантах ГИА и ЕГЭ встречаются задачи, решения которых сопряжены с необходимостью проводить быстро и безошибочно вычисления. Анализ результатов этих работ показывает, что учащиеся упорно делают ошибки при проведении умножения, деления, при возведении в степень, при извлечении из под корня и т. д. Избежать или снизить количество таких ошибок позволяет специальная деятельность учителя по освоению школьниками понятия числа: работа с составом числа, со свойствами арифметических действий, с признаками делимости, с разложением числа на простые множители и т.д., которая должна начинаться с первых шагов обучения математике и осуществляться систематически на всех этапах учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА
1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студентов высш. и ср. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : Академия, 2000. – 175 с.
2. Удовенко, Л.Н. О роли алгоритмических умений при обучении математике в школе / Л.Н. Удовенко // Интеграционные процессы в естественнонаучном и математическом образовании : сборник научных трудов участников международной конференции, Москва, РУДН, 4-6 февраля 2013 г. / под общ. ред. Е.И. Саниной. – М. : РУДН, 2013. – С. 322-327.
Просмотров: 1927 / Добавлено: ludovenko / Дата: 2017-11-23
Comments 1
Всего комментариев: 0
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
[ Registration | Login ]