Главная » Файлы » Тезисы участников конференции

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

[ Download from this server (21.9Kb) ]
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

М.П. Филиппова

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,
Институт математики и информатики, кафедра высшей математики,
Россия, 677000, г. Якутск, ул. Кулаковского 48, КФЕН, каб. № 333, 335.
Телефон (факс): (4112) 49-68-67, e-mail: kaf_vm@sitc.ru

В условиях перехода на двухуровневую систему обучения в вузах становится значимым вопрос развития ключевых компетенций. При этом недостаточно учитываются особенности формирования самоконтроля как качества личности и основы для приобретения компетентности будущими профессионалами. Вследствие этого требуется определить методологические подходы и осуществить поиск эффективных педагогических способов формирования самоконтроля у будущих инженеров в процессе преподавания математики.
Изучение философской, психолого-педагогической литературы [1, 2, 3, 4] по данной проблеме и анализа практической деятельности вузов, нами было уточнено понятие «самоконтроль» студентов.
Под самоконтролем мы понимаем качество личности обучающихся, проявляющееся в их готовности и способности самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, устойчивой потребности будущих профессионалов определять способы устранения трудностей по достижению поставленной цели обучения, осуществляемые посредством развития опыта самооценки и самостоятельности в учебной работе.
В условиях рыночной экономики ключевыми компетенциями будущего инженера становятся способность решать проблемы и универсализм. Особое место в инженерной деятельности должна занять профессионально-творческая, которая зависит от способностей и владения профессионалом современной методологией и инструментарием поиска новых конкурентоспособных научно-технических решений. Вместе с тем особенностями математического образования являются вооружение обучаемых общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умения логично рассуждать, формирование навыка применения алгоритмического мышления. В отличие от других предметов учебные занятия по математике требуют, чтобы новое изучалось на прочном фундаменте ранее изученного материала. Важна точность употребляемых определений и формулировок, не должна прерываться логическая нить рассуждений.
На основе анализа личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного
подходов в образовании [5, 6, 7] и специфики воспитательно-образовательного процесса в горном факультете СВФУ нами были применены педагогические способы для формирования самоконтроля у студентов 1, 2-х курсов по направлениям «Горные машины и оборудование», «Шахтное и подземное строительство», «Защита в чрезвучайных ситуациях» и «Пожарная безопасность». Для усиления мотивационного компонента самоконтроля были проведены психологические тренинги по следущим темам: «Я хочу, я могу, я сделаю», «Я управляю обстоятельствами-обстоятельство подчиняется мне», «Чувство времени», «Удовольствие и радость», «Успех и неудачи». В качестве развития когнитивно-деятельностного компонента исследуемого качества были составлены новые рабочие программы по дисциплине, скорректированы УМКД и разработаны учебно-методические пособия по основным разделам математики [8, 9]. Значительное влияние для организационно-волевого компонента самоконтроля оказали составление индивидуальных тематических справочников и уровневых тематических заданий [10]; проведение индивидуальных и групповых консультаций, разработка текущих и итоговых тестов для проверочных работ, проведение балльно-рейтинговой системы и письменного экзамена (зачета). Особое внимание мы уделили для развития рефлексивно-оценочного компонента исследуемого качества посредством применения метода самооценки результатов собственной деятельности в ходе самостоятельных работ и проведения рефлексии учебной деятельности на каждом занятии.
Применение диагностических методик Т.Д. Дубовицкой (установление активности личности), П.И. Третьякова, И.Б. Сенновского (выявление уровня самостоятельности студентов) и составленный опросник, определяющий степень осознания обучающимися значимости самоконтроля в учебной деятельности, позволили нам выявить три уровня его сформированности у будущих инженеров в процессе преподавания математики. В результате проведенного педагогического эксперимента, в котором приняли участие 115 студентов, у 35,2% студентов сформировался самоконтроль, характеризующийся произвольно-творческим уровнем его развития, по сравнению с 12,1% - до эксперимента. У 52,9% будущих инженеров экспериментальной группы обнаружены характеристики воспроизводящего уровня по сравнению с 23,8% - до начала ОЭР. До проведения педагогического эксперимента 64,1% обучающихся имели исполнительский уровень сформированности самоконтроля, и по окончании ОЭР показатели по данному уровню сократились до 11,9% студентов. Это дает нам основание утверждать, что апробация процесса формирования самоконтроля у будущих инженеров в ходе преподавания математики свидетельствует о положительных результатах.
Полученные результаты не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и практический материал требует дальнейшей разработки педагогических основ формирования самоконтроля в учебной деятельности обучающихся в различных типах образовательных учреждений и определения педагогических условий, способствующих развитию данного процесса.

Литература

1. Kсенцова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя : учеб. метод. пособие / Г. Ю. Ксенцова. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
2. Лында А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся / А. С. Лында. – М. : Высшая школа, 1979. – 157 с.
3. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека / Г. С. Никифоров. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. – 192 с.
4. Фридман Л. М. Учитесь учиться математике: книга для учащихся / Л.М. Фридман. – М. : Просвещение, 1985. – 113 с.
5. Якиманская И. С. Психологические основы математического образования : учеб. пособие / И. С. Якиманская. – М. : Academia, 2004. – 319 с.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев; под ред.
А. А. Леонтьева [и др.] – М. : Смысл, 2005. – 431 с.
7. Болотов Б. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе
/ Б. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14.
8. Филиппова М.П. Векторная алгебра. Аналитическая геометрия : учеб. метод. Пособие
/ Ю.Т. Половинкин, А.С. Маркова, М.П. Филиппова. - Якутск : Изд-во ЯГУ, 2005. – 30 с.
9. Филиппова М.П. Теория пределов : учеб. метод. пособие / Ю.Т. Половинкин,
М.П. Филиппова. - Якутск : Изд-во ЯГУ, 2002. – 50 с.
10. Филиппова М.П. Тематические уровневые задания по математике как один из способов развития навыков самоконтроля у студентов технических специальностей / Г.И. Тарасова,
М.П. Филиппова // Математика в вузе и в школе : труды Международной научно-практич. конф.
/ ред. В.Г. Дегтярев. – СПб. : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2012. – С. 109-112.
Просмотров: 1402 / Добавлено: Filippova_MP / Дата: 2017-11-23
Comments 1
Всего комментариев: 0
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
[ Registration | Login ]