Главная » Файлы » Тезисы участников конференции

КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИДЕЙ БОЛОНСКОЙ КОНВЕНЦИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ КАЗАХСТАНА

[ Download from this server (29.1Kb) ]
КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИДЕЙ БОЛОНСКОЙ КОНВЕНЦИИ
В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ КАЗАХСТАНА

К.Б. Нуртазина

Евразийский государственный университет имени Л.Н.Гумилева
Механико-математический факультет,
кафедра Фундаментальной и прикладной математики
Казахстан, Астана, ул. Мунайтпасова, 5
k.b.nurtazina@gmail.com

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.
В Болонье представители 29 стран оформили решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954).
В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центрально-азиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.
Присоединение Казахстана к Болонской Декларации предполагает вхождение в единое европейское образовательное пространство, построенного на ряде обязательных принципов. В настоящий момент 18 университетов Казахстана подписали Великую Хартию Университетов, в том числе и Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева в Астане, активно стремящийся к статусу национального исследовательского университета, в котором непременным условием будет соединение обучения и научного исследования.
В работе [1] дан анализ реализации программы «Болонский процесс и ЕНУ им. Л.Н. Гумилева.
Обязательные параметры Болонского процесса:
- 12-летнее школьное образование;
- трехуровневая система высшего образования: бакалавриат (4 года), магистратура (профильная – 1,5 года, научная – 2 года), PhD-докторантура (3 года);
- академические кредиты по Европейской системе взаимозачета – ECTS. За каждый прослушанный курс студент получает зачетные единицы – кредиты, кумулятивный показатель, обладающий накопительным свойством.
- академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов;
- Европейское приложение к диплому, состоит из 8 разделов, содержащих сведения обо всем учебном процессе студента, оценки же проставляются не по пятибалльной шкале, а латинскими буквами: A, B, C, D, E, FX, F, где A – отлично, F – неудовлетворительно;
- создание единого европейского исследовательского пространства.
Рекомендательные параметры Болонского процесса:
- активная вовлеченность студентов;
- социальная поддержка малообеспеченных студентов;
- образование в течение всей жизни.
Факультативные параметры Болонского процесса:
- гармонизация содержания образования по направлениям подготовки;
- нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору;
- модульная система;
- дистанционное обучение, электронные курсы;
- академические рейтинги студентов и преподавателей.
В рамках реализации в ЕНУ осуществлено:
1) В 2011-2012 уч. г. осуществлен переход на модульный принцип построения образовательных программ в соответствии с Дублинскими дескрипторами и с учетом требований работодателей.
2) Обновление содержания образовательных программ способствуют международные связи университета, реализация программ двудипломного образования, участие в деятельности международных университетов (УШОС, Сетевой университет стран СНГ, Казахстанский филиал МГУ имени М.В.Ломоносова), деятельность по реализации международных программ TEMPUS I-IV, ERASMUS MUNDUS, DAAD и др.
3) Внутренняя и внешняя экспертиза образовательных программ, в том числе с привлечением работодателей.
4) Институциональная аккредитация и международная аккредитация образовательных программ.
5) На пути обеспечения академической мобильности осуществляется заключение действенных договоров с вузами-партнерами, повышение уровня владения иностранным языком, оперативное информирование о программах академической мобильности, перезачет результатов обучения в ECST, участие ППС университета в реализации образовательных программ в зарубежных вузах, финансовая поддержка академической мобильности, аттестация ППС, регулярное повышение квалификации ППС, реализация сертифицированных программ повышения квалификации через ИДОиПК, закрепление модулей и дисциплин за преподавателями, введение академического рейтинга преподавателей.
6) С целью перехода к исследовательскому университету в образовательные программы внесены дополнительные научные компоненты, обеспечивается преемственность научных исследований, развитие научных школ, введен рейтинг научной активности ППС, осуществляется коммерциализация результатов исследований.
7) В рамках организации образовательного процесса создан образовательный портал, электронная регистрация на изучаемые модули и дисциплины, оптимизация аудиторной нагрузки ППС, учебно-методическое обеспечение с мультимедиа и Internet составляющими, электронный документооборот.
Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования и способствует: признанию результатов образовательной деятельности университета на казахстанском и евразийском рынке труда, выдаче выпускникам приложения к диплому европейского образца, интеграции в единое образовательное и научное пространство.
Анализ организации научных исследований в ЕНУ дан в [2].
В течение последних лет ЕНУ качественно модернизировал свою структуру. В настоящее время функционирует 12 профильных факультетов. Ведется подготовка по 61 специальности бакалавриата, 64 – магистратуры и 29 – докторантуры PhD. На кафедрах, научно-исследовательских институтах и научных центрах работают более 1400 преподавателей с уровнем остепененности 65%. В научных центрах, научно-исследовательских институтах и лабораториях ведутся научные исследования по естественно-техническим и социально-гуманитарным направлениям в рамках фундаментальных и прикладных исследований, проблематика проектов расширяется.
По критерию качества публикаций в высокорейтинговых журналах базы данных Tomson Reuters и Scopus за последние три года наблюдается положительная динамика. Если в 2009 году таких статей было 46, в 2010 48, то в 2011 достигло 78.
В ЕНУ работает достаточно сильный кадровый состав ученых: 217 докторов наук, 530 кандидатов наук, 59 докторов PhD.
Для решения проблемы интеграции науки и производства создан Инновационный парк, основной задачей которого является создание необходимых условий по коммерциализации научных проектов и получение готовой продукции.
С целью повышения социального статуса ученых-исследователей принято Положение о мерах поощрения профессорско-преподавательского состава, сотрудников и обучающихся ЕНУ по результатам публикаций в научных изданиях. В зависимости от критерия публикации по Международному списку журналов денежные поощрения варьируются в пределах от 50 до 200 МРП.
Наблюдается стремление к повышению социального статуса ученого как на отдельном университетском уровне, так и в целом по республике.
В настоящее время реализуется Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011 – 2020 годы, целью которой является кардинальная модернизация системы образования, значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества и выход на европейский уровень.
В работе [2] даны оценки реализации обязательных параметров Болонского процесса по Казахстану в целом.
Из таблицы 1 видно, что в настоящее время в республике проводится целенаправленная, последовательная работа по сближению казахстанской системы высшего образования с образовательными системами стран-участниц Болонского процесса.
Таблица 1
Обязательные параметры Болонского процесса Реализация параметров Болонского процесса в Казахстане
Трёхуровневая система высшего образования; Успешно реализовывается вузах РК
Академические кредиты ECTS В вузах республики внедрена кредитная технология обучения.
Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов;
Находится на стадии разработки. Одной из проблем внедрения академической мобильности в вузах является ее финансовая сторона.
Европейское приложение к диплому;
Реализуется только в некоторых вузах РК.
Контроль качества высшего образования.
Успешно внедряется и практикуется.
Создание единого европейского исследовательского пространства. Разрабатываются проекты по вхождению в единое европейское исследовательское пространство.

В соответствии с принятыми обязательствами, Казахстан должен до 2020 года осуществить ряд мероприятий:
– обеспечение «прозрачности», максимальной сравнимости за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов;
– введение единой системы образо¬вательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций и их взаимного признания;
– формирование развитых структур по обеспечению качества подготовки специалистов и др.
В условиях практической реализации основных принципов Болонского процесса в Казахстане возникла необходимость создания структуры, координирующей деятельность вузов и осуществляющей мониторинг эффективности проводимых реформ.
В связи с этим, по инициативе МОН РК в рамках функционирования НЦОКО создан Институт Болонского процесса.
В результате анализа модернизации системы управления вузами выявлены слабые и сильные стороны высшей школы Казахстана:
Положительные результаты реформы системы образования:
– обучение бакалавров нацелено на широкую область профессиональной деятельности, магистров – на овладение узко-профильными знаниями и особенностями конкретных профессий;
– возможность комбинировать знания: можно стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой;
– двухступенчатая система образования важна потому, что знания имеют свойство быстро устаревать. Новая система образования предусматривает «пожизненное» образование, заключающееся в программах дополнительного образования для выпускников;
– академическая мобильность дает большие возможности и преимущества в пополнении знаний в других вузах, особенно за рубежом. Дипломированный специалист будет больше востребован на мировом рынке труда.
Отрицательные результаты реформы системы образования
– не вызывает доверия новая система оценивания знаний, во многом она действует некорректно, двусмысленно и необъективно;
– резкое изменение системы высшей школы в Казахстане привело к ухудшению уровня образования, уменьшению оплаты труда преподавателей за счет уменьшения «часов» при возросших трудозатратах на подготовку новых программ и адаптацию к новой системе;
– были адаптированы только внешние составляющие – кредиты, многоуровневая система обучения, а внутренние - академическая мобильность студентов и преподавателей осуществляются формально и чаще не приводят к перспективности в будущем.
Несмотря на тенденцию к универсализации, в основе которой лежит признание дипломов о высшем и послевузовском образовании, дипломы казахстанских вузов за небольшим исключением не признаются в Европе и Америке. Даже страны СНГ, имеющие многолетний общий опыт подготовки специалистов с высшим образованием, расходятся по многим ключевым вопросам, усложняющим не только процедуру нострификации дипломов соседней страны, но и привлечения специалистов для научного консультирования в рамках образовательной программы докторантуры PhD.
В результате проведенного исследования выявлены возможности и угрозы для системы высшего образования в Казахстане.
Таблица 2
Возможности Угрозы
Понимание обществом важности инвестирования в высшее образование. Инертность системы управления вузами, отсутствие адекватной системы измерителей результатов деятельности высших учебных заведений.
Поддержка международными организациями процесса реформирования системы высшего образования. Отсутствие эффективной системы планирования подготовки бакалавров в соответствии с потребностями национальной экономики.
Взаимодействие ряда организаций образования с учебными заведениями развитых стран. Снижение общего уровня жизни населения повышает социальную уязвимость студентов из малообеспеченных семей.
Обмен студентами в рамках государственной политики сотрудничества с ведущими высшими учебными заведениями других стран. Отсутствие интереса к системе высшего образования со стороны сектора предприятий
Наличие возможности осуществлять подготовку специалистов в странах СНГ в рамках различных соглашений. Слабо развито стратегическое партнерство системы образования и производства в решении проблем профессионального образования
Развитие информационных систем, возможностей использования Интернета в системе высшего образования.
Учебные программы системы переподготовки и повышения квалификации работников образования не отвечают требованиям времени, не учитывают потребности общества.
Индустриальная направленность развития страны.

В настоящее время Казахстан находимся на той стадии внедрения в Болонский процесс, когда пути назад уже нет и приходится искать пути наилучших способов к адаптации.
Как подчеркивалось в [4], Триада образование – исследование – инновации это та реальность, на которой строится сегодня политика Болонского процесса – Европа Знаний, а поэтому интеграция образования и науки в лучших казахстанских университетах для обеспечения индустриально-инновационной экономики нашей страны будет убедительнейшим свидетельством адекватности европейским требованиям.

ЛИТЕРАТУРА
1. Нурманбетова Д.Н. Реализация программы «Болонски процесс в ЕНУ им. Л.Н.Гумилева» - приоритетное направление деятельности университета // Болонский процесс и ЕНУ им. Л.Н. Гумилева: проблемы, поиски, решения: XII научно-практическая конференция ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 9 февраля 2012 года. – Астана: издательство ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2012. – С. 10-18.
2. Каргин Ж.Б. Об организации научных исследований в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева // Болонский процесс и ЕНУ им. Л.Н. Гумилева: проблемы, поиски, решения: XII научно-практическая конференция ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 9 февраля 2012 года. – Астана: издательство ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2012. – С. 19-21.
3. Сарсембаева Г.Ж., Кайгородцев А.А. Казахстан в Болонском процессе // group-global.org
4. Нефедова Л.В. Интеграция образования и науки: контекст идей и реалий // Болонский процесс и ЕНУ им. Л.Н. Гумилева: проблемы, поиски, решения: XII научно-практическая конференция ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 9 февраля 2012 года. – Астана: издательство ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2012. – С. 65-69.
Просмотров: 1839 / Добавлено: Nurtazina / Дата: 2017-11-23
Comments 0
Всего комментариев: 0
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
[ Registration | Login ]