Главная » Файлы » Тезисы участников конференции

Математика как базовая дисциплина в обучении информетрии

МАТЕМАТИКА КАК БАЗОВАЯ ДИСЦИПЛИНА
В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМЕТРИИ


М.С. Галявиева

Казанский государственный университет культуры и искусств,
факультет информационного сервиса и медиатехнологий, каф. информатики,
Россия, 420059, г. Казань, ул. Оренбургский тракт, 3,
e-mail: mgaljavieva@mail.ru

Процесс математизации науки способствует появлению и развитию научных дисциплин, предоставляющих количественные методы изучения различных объектов и процессов, например, эконометрика, социометрия, биометрия, количественная лингвистика и т. д.
В последние годы во всем мире наблюдается всплеск интереса к так называемым «метриям» (библиометрии, наукометрии, информетрии и др.). Информетрия – активно развивающееся научное направление, связанное с исследованиями всех количественных (математических, статистических, вероятностных) аспектов информации, информационных процессов и явлений. Информетрические исследования направлены на выявление эмпирических (статистических) закономерностей в этих процессах, обоснование полученных математических зависимостей и построение информетрических моделей, а, в конечном счете, и теории.
В настоящее время существует объективная потребность в обучении информетрии информационных и библиотечных специалистов, а в ближайшей перспективе – в профессиональной подготовке специалистов по информетрии. Вместе с тем отметим, что в российских вузах пока не уделяется должного внимания данному направлению.
Базовой дисциплиной при обучении информетрии выступает математика, в первую очередь, теория вероятностей и математическая статистика.
Вероятностная природа социальных явлений определяет используемый математический аппарат их количественного анализа. Однако существуют определенные методологические особенности, проблемы и ограничения применения математических методов в информетрических исследованиях. В их числе назовем бόльшую, чем в естественных науках, многофакторность и многомерность изучаемых явлений; бόльшую субъективность результатов измерения; наличие неаддитивных переменных; существование двух типов данных (индикаторов и латентных переменных) и др. [1].
В докладе обсуждаются научно-педагогические проблемы, связанные с формированием содержания курса «Введение в информетрию» как вариативного компонента непрерывной математической подготовки магистров по направлениям «Прикладная информатика» и «Библиотечно-информационная деятельность».

ЛИТЕРАТУРА
1. Хайтун С. Д. Наукометрия: состояние и перспективы. М.: Наука, 1983. 344 с.
Просмотров: 1357 / Добавлено: galyavieva / Дата: 2017-11-23
Comments 1
Всего комментариев: 0
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
[ Registration | Login ]