Главная » Файлы » Тезисы участников конференции

О конструктивном подходе к обучению математике

[ Download from this server (9.4Kb) ]
В настоящее время в дидактике все большее распространение получает философия конструктивизма. Основная идея ее заключается в том, что знания нельзя передать обучаемому в готовом виде. Можно лишь создать педагогические условия для успешного самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся. Педагогика конструктивизма ценит в большей степени процесс движения к истине, чем саму истину.
Одно из ведущих педагогических условий, реализующих конструктивный подход в обучении математике - включение учащихся в поиск, исследование. Это достигается применением научных методов в преподавании математики. К ним относятся наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, классификация, аналогии.
В качестве примера рассмотрим некоторые подходы к повторению и обобщению темы «Неравенства» в выпускном классе с целью подготовки к ЕГЭ. Данная тема - одна из проблемных в школьном курсе математики. Ошибки, допускаемые учащимися, обусловлены формализмом в знаниях учащихся. Например, учащиеся затрудняются при решении неравенств второй степени с отрицательным дискриминантом, не могут правильно решить неравенство вида х2>0, в дробно-рациональных неравенствах умножают обе части на выражение, содержащее переменную и др.
Если повторение организовать как мини - исследование, создав проблемную ситуацию, то можно повысить мотивацию (познавательный интерес), что, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности процесса обучения. Решение показательных, логарифмических неравенств сводится к решению неравенства второй степени, зависящего от старшего коэффициента и от дискриминанта неравенства. Особый случай – это неравенство с отрицательным дискриминантом. Предложив два неравенства с одинаковыми коэффициентами и отрицательным дискриминантом, но разного смысла («больше нуля» или «меньше нуля») , ставим вопросы. «Чем похожи и чем отличаются эти неравенства? Почему получается разный ответ?» Учащиеся сравнивают их решения и делают вывод.
В школьных учебниках задания сформулированы стандартно: «Решить неравенство», «Решить уравнение». Целесообразно применять формулировки, активизирующие мыслительную деятельность учащихся, побуждающие учащихся к анализу, синтезу, сравнению, проведению аналогий. Например, «Чем похожи и чем отличаются данные задания?», «Предложи несколько способов решения», «Установи сходство и различие» и др. Способствуют развитию математического мышления учащихся задания, связанные с классификацией математических объектов: Например, задания «Раздели неравенства по методам решения» или «Раздели неравенства на группы» различаются по дидактической ценности. В первой формулировке дано основание для классификации, а во второй – нет. Его должны определить сами учащиеся. Следовательно, оно в большей степени направлено на развитие математического мышления учащихся. Привлечение различных приемов умственной деятельности способствует самовозрастанию знаний учащихся.

ЛИТЕРАТУРА
Чошанов М.А. Дидактика и инженерия / М.А. Чошанов. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 248 с.: ил. – (Педагогическое образование)
Просмотров: 1478 / Добавлено: Shakirova / Дата: 2017-11-23
Comments 0
Всего комментариев: 0
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
[ Registration | Login ]