Главная » Файлы » Тезисы участников конференции

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ С УЧЕБНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ

[ Download from this server (35.0Kb) ]
Одним из важных качеств современного выпускника технического вуза является его мобильность как способность и готовность работать в новых и быстро меняющихся условиях современного производства. На развитие вышеуказанного качества существенное влияние оказывают уровень сформированности умений самостоятельной работы с текстом (учебника, лекций, устного выступления и т. п.). Формирование компетенций, связанных с умениями работы с литературой, становится профессионально значимыми для студентов технических направлений вузов.
Каждая дисциплина в силу специфики изучаемого предмета имеет свои особенности в конструировании учебного текста, который в себе отражает предметный язык дисциплины с использованием «естественного языка». Так, учебный математический язык является синтезом формализованного математического языка и естественного языка. Понятно, что на формализованном языке учить математике студентов технических вузов не является целесообразным, а потому в учебном познании математический формализованный язык необходимо трансформировать в учебный математический язык, понятный студенту. Авторы учебников и учебных пособий всегда стремятся к решению указанной проблемы. Чтобы это стремление было достигнуто в реальном учебном процессе, необходима специальная организация учебной деятельности студентов.
Структура учебного математического языка зависит от дидактических целей, которые преследует обучение в вузе. В зависимости от цели в учебный математический текст, как правило, включаются описательная часть, примеры и контрпримеры, необходимые сведения из ранее изученного материала, обобщающие схемы и т. д. При таком изложении математической теории необходимо следовать общедидактическим принципам обучения (научности, посильности, последовательности и т. п.), подчиняя обучение математике для технических специальностей ведущей цели – освоение методами математического моделирования в профессиональной (инженерной) деятельности.
Все функция учебного текста направлены, прежде всего, на понимание «читателем» изучаемых понятий. Л. П. Доблаев, вскрывая составляющие смысловой структуры учебного текста для решения проблемы его понимания, подчеркивает, что учебный текст должен быть не просто «источником готовых знаний, подлежащих запоминанию», а прежде всего, «источником познавательных задач или проблем» [1, с. 77]. Для организации учебного процесса данное положение особенно актуально, поскольку только в активной деятельности учащегося могут быть развиты необходимые компетенции. Поэтому основная организующая функция учебного текста состоит в постановке учебных задач и проблем, решая которые читатель (студент) придет к пониманию изучаемого материала. Поэтому одной из основных задач работы с учебным математическим текстом является организация деятельности студентов по постановке учебных задач.
В докладе будут представлены приемы, позволяющие организовать работу с учебным математическим текстом с целью постановки учебных задач.

Литература
1. Доблаев Л. Д. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М.: Педагогика, 1982. – 176 с.
Просмотров: 1314 / Добавлено: mhozyainova / Дата: 2017-11-23
Comments 0
Всего комментариев: 0
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
[ Registration | Login ]