Главная » Файлы » Тезисы участников конференции

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В РАМКАХ ПРИМЕНЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Реформа российского высшего образования, переход на новый государственный образовательный стандарт предъявляют ряд новых требований к выпускникам вузов. Среди них – формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, составляющих базу для дальнейшей профессиональной и социальной деятельности. Компетентностный подход в образовании, безусловно, предполагает использование концептуально новых дидактических методов и образовательных технологий, обеспечивающих качественную подготовку специалистов.
С другой стороны, необходимость в разработке специальных методик преподавания дисциплин связана еще и с тем, что из-за очень низкого количественного показателя выпускников средних школ и резко возросшего количества вузов в последние годы качественный образовательный уровень абитуриентов во многих вузах весьма низок. Поэтому, достичь высоких показателей обучения студентов можно лишь с помощью когнитивного подхода в обучении.
Основной задачей когнитивной образовательной технологии является создание условий для понимания каждым студентом воспринимаемой информации [1]. Приоритетными целями этой технологии являются:
 развитие когнитивных способностей студентов;
 формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями стандарта обучения;
 формирование информационной компетентности;
 формирование критического мышления.
Учебный процесс при таком подходе необходимо проектировать на основе изучения когнитивных возможностей учащихся, учитывая индивидуальные, в том числе психологические факторы, личностное своеобразие каждого студента.
Некоторые личностные характеристики студентов можно диагностировать с помощью существующих нормативно и критериально ориентированных тестов, что является обязательным свойством технологии. Для исследования исходного состояния студентов в группе, предшествующего началу учебного процесса, применяется входной мониторинг.
В ходе исследования были использованы следующие психодиагностические методики: опросник «Стили мышления» Р. Брэмсона, А. Харрисона, адаптированный А.А. Алексеевым [2]; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Джеймс Крамбо и Леонарда Махолик, в адаптации Д.А. Леонтьева [4]; тест Рокича «Ценностные ориентации» [3]; тест «Измерение мотивации достижения» А. Мехрабиана [5]; методика диагностики «эмоционального интеллекта» Н. Холла [5]; тест Д. Колба «Определение стиля познания» (The Learning Style Inventory — LSI) [6].
По результатам тестирования большинство студентов данной группы предпочитают использовать аналитический стиль мышления, характеризующийся логической, методичной манерой решения проблем. Также у большинства студентов был выявлен ассимилирующий стиль обучения, что означает предпочтение точной, организованной информации, владение индуктивной аргументацией, интерес к абстрактным понятиям. Такие люди предпочитают фундаментальные, а не прикладные науки, что вполне соотносится с фактом обучения на специальности «Математика». Среди пар наблюдается преобладание соотношения аналитического стиля мышления и ассимилирующего стиля обучения, что вполне согласуется с интерпретацией этих стилей, а также аналитического стиля мышления и конвергентного стиля обучения, при котором люди умеют воплощать идеи на практике и разрешать понятные им проблемы.
Предпочтительными методами обучения для ассимиляторов являются обработка и анализ информации, лекции, чтение, работа с абстрактными понятиями (вывод формул, посторенние алгоритмов), поиск и обработка информации (интерпретация). К методам обучения, соответствующим конвергентному стилю можно отнести эксперимент, решение задач, кейсов, построение моделей. Это согласуется с существующими формами обучения на факультете.
Характерной особенностью ассимиляторов-аналитиков является их склонность к индивидуальному анализу. Такие интерактивные методы обучения, как, к примеру, мозговой штурм, им не подходят. Поэтому мы считаем, что нашей задачей является научить их работать в команде, что поможет им в дальнейшей жизни и работе.
В конце учебного года планируется проведение повторного мониторинга студентов с целью выявления изменений, полученных в ходе обучения по предлагаемой методике.

Литература:

1. http://bershadskiy.ru/index/kognitivnaja_obrazovatelnaja_tekhnologija/0-27
2. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. - СПб., Экономическая школа, 1993. – 328 c.
3. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. – 410 c.
4. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал, 1993, т. 14, №1. С. 150-155.
5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
6. http://www.elitarium.ru/2005/12/07/opredelenie_svoego_stilja_poznanija.html
Просмотров: 1511 / Добавлено: troeshestova / Дата: 2017-11-23
Comments 1
Всего комментариев: 0
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
[ Registration | Login ]